Что то, значит, немец: конструктивно, технологично, а в итоге - просто, но со вкусом.
Может не совсем в тему,но всё таки для транспорта и вряд ли кто нибудь в жизни хоть раз не держал это в руках...
Как в 40-х годах, не имея компьютера немцы смогли разработать такую вещь.На первый взгляд простая канистра к которой мы все привыкли,но:
- Её придумали всё таки немцы и в далёких 40-х, мы в это время довольствовались ёмкостями цилиндрической формы, горловина которой была заткнута чуть ли не кукурузным початком.
-залить до верху такую канистру можно в трёх положениях- на боку,вертикально,фронтально.
-нести её очень удобно, как одному так и вдвоём-форма и количество ручек.
-не теряющаяся пробка, плотность закрытия горловины,удобство заливки топлива.
Миф? Увы, реальность.
Попалась вот такая книга Филиппа Леже " Канистра - 70 лет " и сразу вспомнил, что уважаемый
INGWAR уже писал об этой штуковине. Решил немного заняться переводом, думая, что это будет все-таки интересно не только мне. Получилось вот такое изложение близко к тексту на тему «Канистра».
В ноябре 1936 года немецкая армия приглашает всевозможные фирмы к тендеру на новую модель контейнера, предназначенного для хранения и транспортировки бензина, которые должны заменить старые «консервные банки».
Новыми емкостями предполагается оснастить новые моторизованные части, которые в это время усиленно формируются.
Фирма «Мюллер» из Швельма под руководством главного инженера Винценца Грюнвогеля (1905-1977) разрабатывает революционно новый дизайн такой емкости:
1. Вес 4 кг, емкость 20 литров, состоит из двух штампованных пластин, соединенных сваркой.
2. Шов, соединяющий штампованные половины канистры, «утоплен», не выступает и не может повредить другие канистры.
3. Три рукоятки обеспечивают удобство обращения. Одну канистру можно нести вдвоем или по две штуки в каждой руке. Передача канистр по цепочке так же облегчается.
4. Наличие «воздушного кармана». Воздушный карман используется для компенсации изменения объема жидкостей при изменении температуры.
5. Наличие сифонной трубки, которая позволяет выравнивать давление в кармане с забортным, при открытии канистры, что предотвращает разлив жидкости. Так же, эта трубка ускоряет процесс опорожнения канистры при полном её переворачивании.
6. Крестообразная штамповка на боковых стенках, увеличивающая жёсткость, слабо выпуклые упругие боковые стенки.
7. Конструкция крышки, в отличие от резьбовой, имеет намного более высокую оперативность открывания и закрывания. Так же, при незначительных повреждениях резиновой прокладки утечка жидкости не происходит, а сама резиновая прокладка не выпадает.
8. Удобство при транспортировке - можно плотно укладывать штабелями и закреплять со значительными усилиями без риска повредить друг друга выступающими частями.
Производство канистр (от немецкого Wehrmachtkanister) начинается в начале 1937 года в сотрудничестве с фирмой Ambi-Budd Presswerk (АВР) из Берлина, которая имеет необходимый станочный парк. С 1938 года к производству подключается и фирма Nowack из Баутцена, которая, как и фирмы Мюллер и АВР, включается в создание этого «тайного оружия». Наличие которого тщательно маскируется в ходе военных операций 1938/1939 - аннексия Австрии, Чехословакии и Польская кампания. Канистры появляются в большом количестве на армейских транспортных средства только к концу 1940 года. Начиная с этого времени завеса тотальной секретности с этого изделия снята, что позволило диверсифицировать производство и подключить новых производителей. Так же эта модель канистры начинает активно копироваться другими воюющими сторонами (к сожалению, не СССР).
Первые канистры 1937 - 1941 гг.Эти модели имели следующую маркировку (сверху вниз):
- Kraftstoff 20 L - "топлива 20 литров" (штамповка или краска);
- Feuergefährlich - "легковоспламеняющиеся" (штамповка или краска);
- Год выпуска;
- Логотип производителя;
- Число - код поставщика металла для корпуса;
- Некоторые модели для предотвращения кражи были отмечены Heer - "армия" (штамповка или краска).
Стандартная модель канистры 1939 – 1945 гг. Окончательная форма и конструкция канистры была утверждена в 1939 году. Принципиальная разница с предыдущей моделью была в более сложной форме армирования и небольшой реорганизации маркировки. Т.е. осталась похожей на оригинальную модель за исключением того, что " Heer " заменяется на "Wehrmacht" – это говорило о том, что любой род войск может быть владельцем канистры.
Цвета, чаще всего использующиеся для покраски канистры, являются "Feldgrau" - зеленовато-серый, "Schwarzgrau" – черно-серый (немцы называли «танковый серый») и "Dunkelgelb" - темно-желтый.
Канистры непосредственно для воды 1940 - 1944 гг. Успех канистры привел к тому, что в 1940 году начинается производство конкретной модели для воды - моторизованные дивизии Вермахта использовали большое количество воды для охлаждения двигателей. Эта новая модель канистры потеряла свою старую маркировку «Kraftstoff» и «Feuergefährlich», которые были заменены на «Wasser» " и большой белый крест, чтобы можно было без проблем определить содержимое.
Основные производители канистр.
1.
АВР.
Годы выпуска канистр для топлива: 1937 по 1944 год.
Маркировка "Kraftstoff-20L-Feuergefärhlich" имеется на изделиях 1937-1938 гг.
Маркировка "Wehrmacht" отсутствует на моделях с X- армированием.
Серии 1940 г. не несет маркировку "Wehrmacht".
Серия 1942 - "Kraftstoff" и "Wasser" - имеет маркировку «RP OST» на месте номера.
Годы выпуска канистр для воды: 1940 по 1943 год.
Серии 1942 г. имеет более широкий желоб для сварки.
Серия 1943 г. имеет маркировку на ручке.
2.
CPS.
Годы выпуска канистр для топлива: 1942.
Маркировка "Wehrmacht" и номер отсутствует на некоторых образцах.
3.
EhB.
Годы выпуска канистр для топлива: 1942 по 1944 год.
4.
LGA.
Годы выпуска для "Kraftstoff": с 1941 по 1943 год.
Годы выпуска канистр для топлива: с 1941 по 1943 год.
5.
Müller Schwelmer Eisenwerk u. Co. Schwelm WestfФирма «Мюллер» в процессе производства будет удалять название местности расположения заводов, чтобы предотвратить их бомбардировку. Использование кодов производств для замены значков урегулировали этот вопрос окончательно.
Годы выпуска канистр для топлива: с 1937 по 1944 год.
Маркировка "Kraftstoff-20L-Feuergefärhlich" имеется на моделях1937-1938 гг.
Маркировка "FCX" - с 1944 года.
6.
Nowack Bautzen Годы выпуска канистр для топлива: 1938 по 1944 год.
Годы выпуска канистр для воды: 1944 г.
7.
Metallwerk Max Brose u. Co. Coburg.
В процессе производства будет удалять название местности расположения заводов, чтобы предотвратить их бомбардировку. Использование кодов производств для замены значков урегулировали этот вопрос окончательно.
Годы выпуска канистр для топлива: с 1940 по 1944 год.
Все модели с 1944 года имеют маркировки "FHM" и "Kraftstoff".
Годы выпуска канистр для воды: 1943 по 1944 год.
8.
AUSTRIA WIENГоды выпуска канистр для топлива: с 1941 по 1944 год.
Ниже приведены фотографии различных процессов сборки канистр на заводе «Мюллер» в конце 50-х:
Немецкая канистра, как я уже писал, успешно копировалась и выпускалась и другими воюющими (и не только) сторонами.
Британский клон.
Швейцарский клон.
Итальянский клон.
УФФФФ! Приморился....